Билеты в розницу

Идея использования для продажи авиаперевозок широко распространенных сетей розничной торговли выглядит довольно привлекательной, учитывая их огромные масштабы и необходимость минимальных первоначальных вложений. Разумеется, освоение непрофильных каналов продаж, никогда не работавших с авиаперевозками — салонов сотовой связи, систем приема наличных платежей, почты и банков — дело непростое, и не все проекты достигают успеха. Тем не менее помимо авиакомпании «Скай Экспресс» сотрудничество с розничными сетями развивают «КД авиа», «Колавиа» и компании альянса AiRUnion.


Первым перевозчиком, сделавшим ставку на непрофильные каналы продаж, стала авиакомпания «Скай Экспресс», специализирующаяся на низкотарифных перевозках. Поскольку возможностей для снижения издержек, с учетом российской специфики (см. АТО # 88, с. 44), не так уж много, вопрос налаживания эффективной и вместе с тем экономичной системы, способной продавать перевозки и, главное, получать за них оплату, был стратегически важен для авиакомпании, не стремившейся ни создавать собственную агентскую сеть, ни перекладывать бронирование и оплату билетов на сторонние агентства. Но и исключительно электронных продаж было бы недостаточно. Российские условия известны: неравномерное и недостаточное проникновение Интернета, наличие кредитных карт лишь у 20-25% населения и недоверие к электронным платежам. Вот почему требовалось создать систему бронирования и продаж, рассчитанную на значительную долю наличных платежей. В качестве партнера «Скай Экспресс» выбрал IT-компанию Bell Integrator, чтобы совместными усилиями разработать требуемое программное обеспечение и общую концепцию развития системы бронирования, избавляющей пассажиров от необходимости оплачивать перевозку кредитной картой на сайте перевозчика в момент ее заказа.

Принятая схема выглядит следующим образом. Клиент бронирует билет через Интернет или по телефону центра бронирования «Скай Экспресс», получает по электронной почте письмо с кодом для оплаты, используя который он выполняет оплату перевозки в любом офисе партнера авиакомпании по приему наличных платежей. Сеть таких офисов, по данным представителей «Скай Экспресс», насчитывает около 100 тыс. пунктов по всей России, причем в мае добавится еще 60 тысяч. При этом число партнеров, принимающих наличные платежи, не так велико. Их можно поделить на две группы. В первую входят те, кто занимается платежами в онлайн-режиме. Основной партнер здесь — платежная система CyberPlat, к которой подключены «Евросеть», «Связной», Dixis, «Эльдорадо» и другие крупные ритейловые сети, с каждой из которых авиакомпания заключала отдельный договор, помимо договора с самой платежной системой. В ближайшее время к ним присоединятся терминалы ОСМП (Объединенная система моментальных платежей, запустившая новый розничный бренд QIWI). Также клиентам «Скай Экспресс» доступна оплата билетов и с помощью электронных кошельков. Во вторую группу входят партнеры, работающие в офлайне: система денежных переводов Contact, ВТБ 24 и ФГУП «Почта России».

Разработку системы обмена информацией и ее техническую поддержку взяла на себя российская IT-компания Bell Integrator. Ее задача состоит в том, чтобы объединить все системы в одну цепь (см. рисунок). «Специалисты компании разработали и построили для «Скай Экспресс» единое информационное пространство, интегрирующее возможности различных платежное систем», — говорит гендиректор Bell Integrator Андрей Коробицын. По его словам, предложенное решение обеспечивает прибыль для авиакомпании и предоставляет открытый набор возможностей для авиапассажира.

Читайте также:  Контрольная закупка: мифы и реалии цен на авиабилеты

Получилось не у всех


Авиабилеты почтой

Работу через ФГУП «Почта России» облюбовали в основном агентства по продаже билетов. В 2004 г. агентство авиационных сообщений «Ист Лайн» открыло продажи билетов в нескольких почтовых отделениях Москвы, Воронежа и Воронежской области. Например, в Воронежской области в точках продаж представители почтамтов посредством Интернета через интерфейс «Ист Лайн» в режиме онлайн имеют возможность посмотреть расписание, наличие мест на необходимый рейс и уровень стоимости авиабилета. Далее при наличии мест на нужный рейс через тот же интерфейс происходит заказ билетов в офисе «Ист Лайн» в Воронеже, где бронируются и выписываются билеты на бланках ТКП, которые затем доставляются в любой пункт области. Существует и другая схема продаж авиабилетов на почте, когда отделения работают как полноценные бюро заказов, где можно сразу заказать, оплатить и забрать билет. Помимо «Ист Лайн» с «Почтой России» также сотрудничают агентства «Югавиа» и «Владавиа». Сеть охватывает 24 региона России.